«Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен,
там он хозяин».
ПАМЯТИ ПЕВЦА РУССКОГО ЛЕСА
ИВАНА ИВАНОВИЧА ШИШКИНА
----------------------------------
Выдающийся русский художник,
один из крупнейших мастеров
реалистической пейзажной
живописи
ушел из жизни 125 лет назад,
8(20) марта 1898 года
----------
Он умер за мольбертом, его смерть была
внезапной и наступила от разрыва сердца. Хрестоматийный
образ Шишкина как
«поэта природы»
и «певца русского леса»
не дает представления о том, какие страсти на самом деле бушевали в душе
художника.
Но и ныне ,Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире.
Особенно в советское время хозяева
любили украшать стены
репродукциями картин
художника,
вырванными из журналов.
Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства –
мишки в сосновом лесу украсили обертку
шоколадных конфет.
Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем»
и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.
Будучи человеком разносторонним
и прагматичным,
Иван Васильевич пытался заинтересовать
сына Ваню естественными науками,
механикой,
археологией, а когда мальчик подрос,
отправил его в Первую казанскую
гимназию
в надежде,
что отпрыск получит блестящее
образование.
Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство.
Поэтому в учебном заведении быстро
наскучило,
и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.
Возвращение домой сына расстраивало
родителей,
тем более отпрыск,
как только покинул стены гимназии,
принялся самозабвенно
рисовать.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью
Ивана к учебе,
раздражало и то, что подросток совершенно
не приспособлен к домашним
делам,
сидит и занимается никому не нужной
«пачкотней
бумаги».
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне
тяге к прекрасному.
Чтобы не гневить родителей,
художник упражнялся в рисовании по ночам
– так обозначились первые его шаги
в живопись.
До поры до времени Иван «баловался»
кистью.
Но однажды в Елабугу нагрянули
художники,
которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса,
и Шишкин впервые серьезно задумался
о творческой
профессии.
Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния,
юноша загорелся мечтой непременно стать
студентом этого чудесного
учебного
заведения.
Отец с трудом, но все же согласился отпустить
сына в дальние края –
при условии, что отпрыск не бросит
и там учебу,
а желательно превратится во второго
Карла Брюллова.
Биография великого Шишкина показала –
слово перед родителем сдержал
безупречно.
В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды
Ивана Шишкина,
который попал под опеку художника-портретиста Аполлона
Мокрицкого.
А начинающего живописца влекли
пейзажи,
в рисовании которых он самоотверженно
и упражнялся.
Вскоре о ярком таланте новой звездочки
в изобразительном
искусстве
узнала вся школа: учителя
и сокурсники отмечали уникальный
дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.
Диплома училища Шишкину оказалось
мало,
и молодой человек в 1856 году поступил
в Санкт-Петербургскую
Императорскую академию
художеств,
в которой тоже покорил сердца преподавателей.
Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями
в живописи.
В первый же год художник отправился
на летнюю практику
на остров Валаам,
за виды которого в дальнейшем получил
от академии большую золотую
медаль.
За время учебы копилка живописца пополнилась
двумя малыми серебряными
и малой золотой медалями
за картины с питерскими
пейзажами.
После окончания академии Иван Иванович
получил возможность усовершенствовать
мастерство
за границей.
Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию,
и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать
на кусок хлеба,
отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.
Здесь художник пробовал силы в гравировке
«царской водкой»,
много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина
«Вид в окрестностях
Дюссельдорфа».
Светлая, воздушная работа отправилась
на родину –
за нее Шишкин получил звание
академика.
Шесть лет знакомился с природой чужой
страны,
но тоска по родине взяла верх,
Иван Шишкин вернулся
на родину.
В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных
мест,
необычной натуры.
Когда появлялся в Санкт-Петербурге,
устраивал выставки,
участвовал в делах артели
художников.
Живописец водил дружбу с Константином
Савицким,
Архипом Куинжди
и Иваном Крамским
В 70-х годах занятий прибавилось.
Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных
выставок,
параллельно примкнув к объединению
аквафортистов.
Ждало мужчину и новое звание – за картину
«Лесная глушь»
Академия возвела его в ряд
профессоров.
Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин
чуть не лишился места,
которое удалось занять в художественных
кругах.
Переживая личную трагедию
(смерть жены),
мужчина запил и растерял друзей
и близких.
С трудом взял себя в руки,
с головой погрузившись
в работу.
В то время из-под пера мастера вышли
шедевры
«Рожь», «Первый снег»,
«Сосновый бор».
Собственное состояние Иван Иванович описывал
так:
«Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь,
как всегда».
Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном
училище
при Академии художеств.
Конец XIX века ознаменовался упадком
старой школы
художников,
молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов,
однако
Иван Иванович любил общаться
с молодыми авторами и даже старался в
свое творчество вносить новые
мотивы.
Во время преподавательства живописец
считал выдающимся
художником Валентина
Серова.
Оценивая талант художника,
биографы и поклонники Шишкина
сравнивают его с биологом –
в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы .
Иван Иванович внимательно изучал
растения.
Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.
Постепенно формировался его особенный
стиль,
в котором проглядывались эксперименты
с сочетаниями различных
кистей, мазков,
попытки передать неуловимые цвета
и оттенки.
Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы,
умеющим увидеть характер каждого
уголка.
География творчества живописца
широка:
Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры,
лесом на Лосином острове,
просторами Сокольников
и Сестрорецка.
Художник рисовал в Беловежской пуще
и, конечно, в родной Елабуге,
куда приезжал в гости.
Любопытно,
что Шишкин не всегда работал
в одиночку.
Например, писать картину
«Утро в сосновом лесу» помогал анималист
и товарищ Константин Савицкий –
из-под пера этого художника на полотне
ожили медвежата.
Картина имеет две авторские
подписи.
Личная жизнь гениального живописца
сложилась
трагично.
Иван Шишкин впервые пошел под венец
поздно –
лишь в 36 лет.
В 1868 году обвенчался по большой любви
с сестрой художника Федора
Васильева
Евгенией.
В этом браке Иван Иванович был очень
счастлив,
не переносил долгих разлук и всегда спешил
раньше вернуться
из командировок
по России.
Евгения Александровна родила двух
сыновей и дочь,
и Шишкин упивался
отцовством.
Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал
в доме гостей.
Но в 1874 году супруга скончалась,
а вскоре вслед за ней ушел
и маленький сын.
С трудом оправившись от горя,
Шишкин женился на собственной
ученице,
художнице Ольге Ладоге.
Через год после свадьбы женщина
умерла,
оставив Ивана Ивановича с дочкой
на руках.
Биографы отмечают одну особенность характера
Ивана Шишкина.
В годы учебы в училище он носил кличку
"Монах "
– так прозвали за угрюмость
и замкнутость.
Однако те, кто сумел стать для него другом,
потом удивлялись,
насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу
близких.
Иван Иванович покинул этот мир,
как и полагается
мастерам,
за работой над очередным
шедевром.
В солнечный весенний день 1898 года художник
с утра засел за мольберт.
В мастерской, помимо него, работал
помощник,
который и рассказал подробности смерти
учителя.
Шишкин изобразил нечто вроде зевка,
затем его голова просто
опустилась на грудь.
Врач поставил диагноз – разрыв
сердца.
Незаконченной осталась картина
«Лесное царство»,
а последней завершенной работой живописца
является «Корабельная роща»,
сегодня радующая посетителей
Русского музея
в Петербурге.
Похоронен художник в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище
Александро-Невской лавры в Петербурге
------------
Полностью материал здесь:
https://kulturologia.ru/blogs/200317/33872/
https://kazan.aif.ru/culture/person/mazilka_monah_les..
https://spadilo.ru/biography/ivan-shishkin/
--------------
- 1) Программа"Великие русские художники"/Иван Шишкин
https://vk.com/wall73264292?day=28012022&z=video73264292_456257419%2F41d233de3af69f6c56
- 2) Проект"Передвижники"/ Иван Шишкин
https://vk.com/rustik40?z=video-118751285_456242676/7..
- 3)Д/ф "Иван Иванович Шишкин ./Сумевший глубоко проникнуть в душу пейзажа"
https://vk.com/rustik40?z=video73264292_456257418/001..
- 4)Д/ф"Художник полудня" /Иван Шишкин
https://vk.com/rustik40?z=video73264292_456257420/3e5..